VII      Методическая работа

Юбилейное заседание методического объединения учителей гуманитарного цикла

В этом учебном году 2012 методическое объединение учителей гуманитариев отметило свой юбилей – 10 лет. Девизом встречи членов МО и приглашенных гостей стали слова: «Никто не знает так много, как все мы вместе». Анализируя  работу объединения за эти, кажется, и столь многие годы, все присутствующие сошлись во мнении, что роль МО в школе очень важна.  Свою работу учителя гуманитарного цикла начинали  темой: «Единые требования в обучении гуманитарным дисциплинам» (2002год). Это способствовало объединению общих усилий на работу в методическом плане, поиску общих точек соприкосновения предметов. Сегодня методическое объединение работает над темой: «Проектно-исследовательская технология как составная часть учебно-воспитательной работы в рамках реализации ФГОС». Обучающиеся 11 класса представили присутствующим презентацию проекта на тему: «Я и учитель». (Автор: учитель истории и обществознания Кобец Е.Н.). Проанализировав проект (в  праздничном варианте), внимание уделено  УРОКУ как основной форме обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Каждый член методического объединения поделился опытом работы  за эти годы и  представили свои наработки. Что дает работа в методическом объединении? Ответ был однозначен: «Учитель живет, пока он учится, когда он перестает учиться, в нем умирает учитель!» (К. Д. Ушинский).

Все члены  методического объединения отмечены администрацией школы за эффективную работу благодарственными письмами и грамотами.

На юбилейном заседании присутствовали учителя, работавшие ранее в МО, ныне они на заслуженном отдыхе.

                          Анализ работы методического объединения

                         учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ №8

                          п. Крутобережный за 2012 – 2013 учебный год.

 Слайд 1. 2.     Методическое объединение работает в данной школе в течение 10 лет. Девизом нашей совместной деятельности являются слова: «Никто не знает так много, как мы все вместе». От деятельности каждого зависит продуктивный успех функционирования всего МО. Но являясь преподавателями разных предметов, мы ищем и находим общие методические направления деятельности. Не случайно, в 2002 году, году основания МО, первой темой нашей работы стала тема «Единые требования в педагогическом процессе». Практические наработки данной темы проходят главной связующей нитью во все последующие годы работы МО, что способствует спокойной, плановой и продуктивной деятельности МО.

Слайд 3.

Систематичность методической деятельности – залог успеха в любом направлении работы. Это стало основой работы каждого члена МО. Состав МО постоянно обновляется. Приходят молодые коллеги, а с ними новые веяния.

Слайд 4.

Но поддержание системы  работы на протяжении всех лет, конечно, способствует старшее поколение МО. Планирование работы МО на новый учебный год основывается на анализе деятельности объединения за прошедший год, учитываются все наработки и неудачи. В 2012 -2013 учебном году МО работало над темой: «Проектно – исследовательская технология как составная часть учебно – воспитательной работы в рамках реализации ФГОС».  Актуальность данной темы заключается в том, что готовясь к работе по новым ФГОСам для старшей школы, члены МО сегодня уже знакомятся с основными положениями новых стандартов. Проектно – исследовательская деятельность обучающихся и учителя – одно из основополагающих моментов реализации ФГОСов.

Слайд 5.

Целесообразность проектно – исследовательской деятельности на предметах гуманитарного цикла заключается в формировании ключевых компетенций  личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Данные конкретные цели являются общими для предметов гуманитарного цикла. Выявлению данной целесообразности способствовала работа над теоретическим материалом по методике проектно исследовательской деятельности каждым учителем предметником, членом МО. Для практической реализации теоретических положений по теме было спланирована и проведена с глубоким анализом – предметно - тематическая неделя. Один из дней недели посвящен проектной деятельности. Каждый член МО работал с обучающимися над конкретной темой и презентовал результаты своего труда.  Самая рутинная работа, конечно, проводилась до презентации. Деятельность осуществлялась как в группах, так и парная и индивидуальная. По признаку предметно-содержательной области это были как моно – проекты (в рамках одной области знаний), так и межпредметные проекты. Анализ презентаций, а именно этот вид результативности проекта был основным, осуществлялся как членами МО, так и зрителями в большом количестве. Сама технология презентации, методика ее проведения, вызвала у членов МО неоднозначную реакцию. Поэтому, тема презентирования будет  перспективной темой работы МО в новом учебном году. Слайд 6. Наиболее удачной, с точки зрения учителей и самих обучающихся представлена презентация учителем английского языка Ярославцевой М. В. по теме: «Путешествие по Лондону». Обучающиеся поставили перед собой проблему: что можно посмотреть в Лондоне? И с успехом ее разрешили. Проект имел творческую направленность: наряду с речевой коммуникацией на языке использован песенный материал, танец страны, изучаемого языка. Главной целью изучения иностранного языка является освоение коммуникативных навыков, что и было продемонстрировано учителем и детьми. Тематика проектов присутствовала самая разнообразная: что показало демократичный подход деятельности учителей и обучающихся. Учитель русского языка и литературы Жарова Н. М. представила проект по теме: «Л. Н. Толстой – русский писатель»; к 70-летию Сталинградской битвы был приурочен проект учителя истории Кобец Е.Н. Учитель русского языка и литературы Алиферцева И.В. подняла темой своего проекта очень актуальный вопрос современности: «Экология речевой среды  школьника». Данная тема близка детям, интересна, требует внимания. Учащиеся, изучающие немецкий язык, представили тему: «Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей». Детей заинтриговал вопрос: Есть ли памятники учителям? Где? Какие? Ответы найдены и очень даже полезны и актуальны.

Проектная деятельность по предметам гуманитарного цикла заняла один из дней предметно-тематической недели. Проведение данной недели преследовало цели повышения теоретического, методического и профессионального мастерства учителя. Активизации деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время. Время проведения тематической недели (11 – 15 февраля) было эффективно использовано для патриотического воспитания школьников.  Слайд 7. Учитель истории Кобец Е.Н. спланировала и провела учебное занятие на тему: «Война и моя семья», затронув личностное отношение обучающихся к войне с целью формирования у школьников чувства гордости и уважения к Родине, к ветеранам и участникам войны, развитию умения анализировать ответы учащихся и работать в группе. Учитель использовал при этом разные формы работы: блиц опрос, дискуссию, работу с документами. Слайд 8. Тему патриотического воспитания продолжила учитель литературы Жарова Н.М. в следующий день конференцией по книгам Ю. Бондарева «Горячий снег» и повести В. Кондратьева «Сашка» с целью вызвать у школьников интерес к книгам на военную тематику, помочь учащимся осознать огромную актуальность произведений о войне и поднятых в них проблемах.

Слайд 9. Внеклассная работа по предмету представлена  в один из дней учителем русского языка и литературы Алиферцевой И. В. Познавательная  деятельность по предметам в игровой форме способствовала повышению интереса  к изучаемому  материалу, учила работать детей в группе.

Слайд 10. В целях актуализации интеллектуальных и творческих методических способностей учителей мы провели конкурс докладов среди членов МО. Тематика докладов  разнообразна и имела практическую направленность.

Слайд 11.  МО  продолжает систематизировать самообразовательную деятельность учителей. Проведено обобщение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л.В. В 7 классе продемонстрирован открытый урок по теме: «Мультимедиа урок в современной школе», затем презентировался опыт на школьном и муниципальном уровнях.

Тема проектно – исследовательской деятельности, взятая МО для изучения практиковалась на открытых уроках и внеклассных мероприятиях. В новом учебном году МО продолжит работу над этой темой с целью совершенствования методологических аспектов  и приемов.

                                                                                 Рекомендации.

1.      Продолжить работу по теме: «Проектно-исследовательская технология как составная часть учебно-воспитательной работы педколлектива в рамках ФГОС».

2.      Систематизировать деятельность по изучению и распространению опыта работы членов МО.

3.      Практиковать в деятельности МО открытые уроки, семинары, круглые столы, дистанционные формы получения информации.

презентация

Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» напомнила еще раз о цели данного мероприятия.

Рабочая и одновременно праздничная атмосфера заседания продолжилась за праздничным столом.

 

                             Предметно – тематическая неделя

        методического объединения  учителей гуманитарного цикла.

Тема: «Творческий учитель – творческий ученик. Формирование личности школьника средствами предметов гуманитарного цикла».

Цели: Повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителя; активизация деятельности обучающихся на уроке и во внеклассной работе.

Дата проведения Недели:  11 – 15 февраля 2013г.                                                                     

 

   Дата

                Содержание деятельности

          Классы

Ответственный учитель

11. 02

 

 

 

 

 

 

 

 

12.02

 

 

 

 

13.02

 

 

 

14.02

 

 

 

 

 

 

 

15.02

День истории и обществознания.

Учебное занятие. Тема: «Война и моя семья. Сталинградская битва – второй период в Великой Отечественной войне» (к 70-летию Сталинградской битвы).

Оформление информационного стенда.

 

День проектно-исследовательской деятельности  учителя и учащихся по предметам гуманитарного направления.

 

Конкурс докладов членов МО на методическую тему. Положение о конкурсе докладов.

 

День внеклассной деятельности.

Творчество учителя во внеклассной работе по предмету.

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

Внеклассное мероприятие по физической культуре.

 

Конференция по книгам о Великой Отечественной войне.

 

 

      9 -11кл

 

 

 

 

 

       5 – 11кл

      Члены МО.

 

 

 

 

 

 

 

      7 -8кл

 

       5- 6кл

 

 

        9 -11кл

      Члены МО.

 

 

Кобец Е.Н.

 

 

 

 

 

Члены МО.

 

 

Гамаюнова Л. В.

Члены МО.

 

 

 

 

Алиферцева И. В.

 

Яхшиев М. Р.

 

 

Жарова Н. М.

Примечание. Мероприятия каждого дня демонстрируются на информационном стенде школы.                                                         Ответственный: Гамаюнова Л. В.

                                                        VII      Методическая работа.

                                             « Его величество – УРОК»

             «Урок – это ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука»

                                                                                                               В.И. Даль

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда  он современен в широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего. Такова позиция членов  методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Мастер-класс для районного  методического объединения учителей истории и обществознания.

Учитель: Кобец Елена Николаевна

Классы: 10-11

Тема урока: «Местное самоуправление»

Цель: закрепить знания принципов местного самоуправления

Задачи: выработка умения отстаивать свою точу зрения на политические вопросы; воспитание толерантности к иным взглядам и позициям.

Тема для работы МО: нетрадиционные формы урока.

Форма урока: деловая игра в группах

Группы: синие, красные, зеленые, желтые – цвета флага Ростовской области и герба Мартыновского района. В каждой группе  избран лидер.

От каждой партии  приготовлена предвыборная программа. Использованы документы: Устав школы, Конституция ст.31, областной Закон по выборам глав муниципальных образований, Федеральный Закон об основных гарантиях избирательных прав. Итоги подведены голосованием.

 

 

                          

 

 

 

 

УРОК русского языка

Учитель: Алиферцева И. В.

Дата: март 2012год

Класс: 5

Тема:  «Глагол». Закрепление знаний о глаголе.

Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.

Задачи:

·         Продолжать формировать умения находить глагол и определять его грамматические признаки

·         Развивать и обогащать устную и письменную речь

·         Корригировать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, память

·         Воспитывать трудолюбие, работать над культурой речи учащихся

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков

Тема для работы МО: текущий контроль знаний обучающихся на уроке

Ход урока:

Организационный момент. Работа над эпиграфом урока: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает». Цели и задачи.

Актуализация знаний. Основная часть урока.

Притча по теме урока. Работа над стихотворением о весне. Работа в паре (выписать глаголы и ответить на вопросы). Повторение временных форм глагола (в игровой форме. Считалочка (устная речь. Работа с пословицами. Работа по учебнику упр588. Игра «Поймай свой глагол». Физминутка в устной стихотворной форме. Мини-сочинение «Весна» тесты на закрепление материала.

Заключительная часть урока: рефлексия; домашнее задание по теме урока (дифференцированное).

Оценка знаний обучающихся.

 

 

Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и немецкому языку.

 «Вечные истины. Раскол на века. Католическая и Православная Пасха».

Учитель немецкого языка Гамаюнова Л.В.

Учитель истории Кобец Е.Н.

Цели мероприятия: создание условий:

ü  Для развития познавательных способностей обучающихся

ü  Для развития навыков исследовательской работы

ü  Для развития основ толерантности

 

Участники: обучающиеся 9 – 11 классов

Форма проведения: час общения

Тема общения: «Без религии, без веры немыслимы нравственное развитие, укрепление сил добра в борьбе со злом, победа совести над бессовестностью, любовь к своей родине. Не зная истории религии, даже заядлому атеисту трудно оценить пути, которые прошло в своем развитии человечество»

 

Интегрированный урок по «Окружающему миру» в 4 классе.

Тема: «Человек защитник своего  Отечества»

Цели: - создать условия для:

ü  Воспитания у обучающихся чувства патриотизма, уважения к истории и традициям нашей страны;

ü  Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданина этнокультурного сообщества;

ü  Адаптации обучающихся начальной школы к основной школе

 

План урока:

·         Невская битва

·         Ледовое побоище

·         Куликовская битва

·         Отечественная война 1812 года

·         2012 год в России «Год истории»

 

 

                         Предметно – тематическая неделя объединения гуманитариев

Тема: «Воспитание человека культуры, гражданина, патриота, духовно нравственной, ответственной активной личности общественно – гуманитарными дисциплинами»

Цели и  задачи:

ü  Повышение интереса обучающихся к предметам общественно-гуманитарного цикла

ü  Расширение и углубление знаний и умений по предметам

ü  Реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению;

ü  Создание благоприятных условий для выявления знаний и умений обучающихся в нестандартных игровых ситуациях.

Организационно – методическое  обеспечение:

ü  План

ü  Прогнозирование результатов

ü  Неформальное подведение итогов

 Принципы:

ü  Массовость

ü  Дифференцированный подход

ü  Интерактивность

ü  Познавательный эффект

                        План предметно-методической  недели гуманитарных дисциплин

                                                       16. 02 – 21. 02    2009г

 

Дни недели

          1 – 4 классы

             5 -7 классы

           8 -11 классы

Понедельник

Физическая культура

ОБЖ    16.02

Учитель Жаров А.О

Веселые соревнования

«Сильные, смелые, ловкие»    10. 10

 Соревнования

«Еще чуть-чуть и мы спортивная смена»   11.10

«Мы достойная смена олимпийцев»  12.00

Соревнования.

Вторник.

День немецкого языка   17.02

Учитель Гамаюнова Л.В.

 

5 кл Урок с приглашением родителей

9 кл.  Урок с приглашением родителей

Среда

День истории и обществознания

18.02

Учитель Кобец Е.Н.

Экскурсия в кабинет истории.

Юные краеведы

«О чем гербы могут поведать?»

Геральдическая мастерская.

Диспут: «Служба в армии. Я – за! Аты?»

Четверг

День музыки.

Литература  19.02

Учителя  Молчанова Е.А.

Жарова Н.М.

Заседание методического объединения. Интегрированное внеклассное мероприятие

Тема: «Я будущий защитник Отечества!»  (тематический вечер)

Пятница.

День русского языка.   20.02

Учитель Белоконева Н.А.

«Сказочные герои в загадках»

Старшеклассники в гостях у малышей)

«На чистом русском»

(игра-соревнование)

 

Суббота

21.02

Учителя

Жарова Н.М

Жаров А.О.

КобецЕ.Н.

Гамаюнова Л.В.

БелоконеваН.А.

 

 

 

      Общешкольный тематический вечер: «Мы здесь не потому, что дата!»

В течение недели  дети работают над викториной, кроссвордами по предметам гуманитарных дисциплин.

 

       

                                                     «Круглый стол»

                        Итоговое заседание методического объединения 2012г.

Тема: «Технологизация контрольно оценочной деятельности на уроке»

Обмен мнением по темам:

ü  Положение о порядке проведения итогового контроля знаний обучающихся. Гамаюнова Л.В.

ü  Формы устного контроля знаний. Кобец Е.Н.

ü  Формы письменного контроля знаний обучающихся . Асавлюк А.Г.

ü  Воспитывающая функция контроля знаний. Гамаюнова Л.В.

ü  Самообразование учителя: результаты отслеживания знаний и умений обучающихся по предметам гуманитарных дисциплин. Динамика качества знаний.

ü  Итоги работы над «Портфолио методических достижений членов МО» за 2011-2012год

 

   

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

                                

 

 

 Сравнительный анализ успеваемости обучающихся

                                 по предметам гуманитарных дисциплин  2011-2012год

 

      ФИО учителя

Предметы

Класс

Результат на начало года

Результат на конец года

Жарова Н. М

Русский язык

10 -11

63,3%                          100%

  53,3                               100

 

Литература

10 -11

53,3                              100

  66,6                               100

Алиферцева И. В

Русский язык

  7 -9

36,6                              96,8

   41                                  100

 

Литература

  7- 9

 57,5                             98,4

   60,2                               100

Асавлюк А. Г

Английский яз

  2 -4, 7

 59,7                             100

   55,2                               100

Гамаюнова Л. В

Немецкий язык

5,6,8-11

 35,1                              98,8

   52,1                               100

Кобец Е. Н

Обществознание

5 -11

67,2                               98,5

   77,5                               100

 

История

 5-11

 70,3                              99

   65,1                               100

Жаров А. О

ОБЖ

5 - 11

60,7                               99,1

   76,5                               100

 

Физкультура

5 -11

79                                   100

 98,9                                100

Hosted by uCoz

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла работает над темой: « Проектно – исследовательская технология как составная часть   учебно – воспитательной работы в рамках реализации ФГОС».  Члены Мо подготовили и провели презентации проектов по предметам в  разных формах.

Практикум.   Презентация проектов   по предметам гуманитарного цикла.

Литература.  Тема: «Поэтическое сердце России». С. Есенин. Альманах. Учитель Жарова Н. М.

Цель: еще раз о Есенине: таком знакомом и таком неизвестном.

Немецкий язык. Тема: «Образы девушек в сказках братьев Гримм». Гамаюнова Л. В.

Цель: «Сказка ложь, да в  ней намек, добрым девицам урок»!

Английский язык. Тема: «Польза и вред шоколада» Учитель Ярославцева М. В.

Цель: «Неужели шоколад может быть вреден?»

 

 

 

 

 

 

 

 История. Краеведение. Учитель Кобец Е.Н.

Тема: «Традиции чаепития жителей поселка Крутобережный.

Цель: познакомить обучающихся  с ролью и значением чаепития в семьях турецкой и русской национальностей.

ОБЖ. Учитель Яхшиев М. Р.

Тема: «Оказание первой помощи утопающему».

Цель: познакомить с умениями человека в чрезвычайной ситуации.

Русский язык. Алиферцева И.В.

Тема: «Портрет одного слова»

Цель: Сбор разнообразной информации об истории, значении, употреблении слова «Совесть» в русском языке, фольклоре и литературе.

 

 

                            

                            

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
ЗА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Методический семинар. Творческий отчет  методического объединения учителей гуманитарного цикла по теме: «Проектно – исследовательская технология как составная часть  учебно – воспитательной работы в рамках  реализации ФГОС».

Слайд 1. Методическое объединение учителей гуманитарного цикла работает с 2002 года и приобрело свой определенный методический опыт, свои методы и формы деятельности. Несмотря на периодически меняющийся состав членов МО, в чем мы находим свои плюсы и минусы, работа проводится планово и в определенной системе. Главный акцент деятельности МО заключается не в количестве мероприятий, а в их качестве, методической ценности и современности.

Главная цель:

         Развитие учительского потенциала: мотивация профессиональной деятельности учителя, современного диалектического стиля педагогического мышления учителя, готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой и на этой основе – на улучшение образовательного процесса.

Для реализации данной цели МО решает следующие задачи:

         Совершенствование методики преподавания различных видов занятий; изучение и применение инновационных технологий;

         Организация обмена опытом работы учителей гуманитарного цикла;

         Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

         Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.

Воплощению данных и других задач  мы используем разные формы деятельности:

         Заседания МО по вопросам методики обучения и воспитания;

         Круглые столы, совещания, творческие отчеты; обобщение опыта работы учителей;

         Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

         Методические консультирования (доклады, сообщения, дискуссии);

         Предметные и методические недели;

         Взаимопосещения уроков;

         Текущая практическая работа (диагностика учебных достижений, олимпиады, конкурсы, и.т.д.).

Это стандартный набор форм работы МО. Приоритетным направлением в деятельности МО мы считаем углубленную работу по конкретной методической теме в соответствии с современными реформами в образовании. На данный момент – это введение в учебный процесс новых ФГОСов. Каждый предмет преследует свои специфические направления, цели и задачи реализации в обучении положений ФГОС.  Но есть  «методические  точки» соприкосновения между собой предметов гуманитарного цикла. Одно из важных направлений наших дисциплин – проектно – исследовательская технология.

Слайд 2.

Далее мы представим вам презентацию нашей совместной проектно – исследовательской деятельности по теме: «Проектно – исследовательская технология как составная часть учебно – воспитательной работы в рамках реализации ФГОС». Эта тема является одним из направлений проблемы нашей школы: «Компетентностный подход в образовании в условиях внедрения ФГОС» и  эту тему мы изучаем в МО уже на протяжении двух лет в теоретическом и практическом направлении.

Участники проекта: члены МО;

Тип проекта:  творческий, практико – ориентированный;  межпредметный; групповой;  проект средней продолжительности подготовки.

Проблема для исследования:

« Определить и проанализировать эффективность  проектной деятельности для обучающихся МБОУ – СОШ №8 п. Крутобережный в рамках подготовки членов МО к работе по новым стандартам».

Слайд 3.        ( Алгоритм работы над проектом).

Для решения данной проблемы  мы использовали алгоритм работы над проектом,  предлагаемый основателями этого метода американскими педагогами Дж. Кьюи, позже русским педагогом С.Т. Шацким, сегодня Е.С.Полат и другими педагогами.

Ø  Почему возникла необходимость изучения теории и практики данной темы?

         Проектно – исследовательская технология – одно из направлений реализации ФГОС в нашей школе;

         Изменяется роль учителя в современной школе: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников;  учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Ø  Почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?

         Проектный метод (технология) входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов один из интерактивных методов современного обучения.

         Проект учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, устанавливать причинно – следственные связи.

Результаты находятся в логической связи с задачами исследования. Выводы находятся в логической связи с целью.

Каждый учитель МО изучил методику проектно – исследовательской технологии по своему предмету, определив для себя приоритетную самообразовательную проблематику. Таким образом, мы сформировали совместное  проблемно – тематическое направление в деятельности МО учителями разных гуманитарных дисциплин, определив общие методические  точки соприкосновения.

Слайд 4.  Формирование культуроведческой компетенции обучающихся при изучении лексики  на уроках русского языка.

Культуроведческая компетенция формируется разными способами, в том числе через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают тесную связь языка с духовной культурой, менталитетом русского народа, содержат сведения об истории русского языка и его месте среди других языков мира. Подход к языку как феномену культуры даёт возможность рассматривать и слово как носитель национально-культурной информации, позволяет выделить в структуре слова наряду с лексическим значением так называемый культурный компонент. Сокровищница родного слова хранит плоды глубоких раздумий многих поколений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, - всю свою духовную жизнь народ бережно сохраняет в родном слове (К. Д Ушинский "Родное слово"). В этом проявляется кумулятивная, или накопительная,  функция языка. Таким образом, язык народа является богатейшим источником знания о быте и нравах русского народа.

В разделах школьного курса «Лексикология» и «Фразеология» слово становится объектом пристального внимания во всей полноте своих значений и созначений. Поэтому именно в процессе обучения учащихся лексике и фразеологии родного языка считаю целесообразным вести работу со словом как носителем и хранителем духовной культуры народа.

Для того, чтобы привлечь внимание детей к слову, решила в рамках проектной деятельности выбрать первую тему для совместной работы детей нескольких классов «Экология речевой среды школьника». Цель проекта - привлечение внимания обучающихся к слову, как к носителю информации. Ребята выяснили, что в словах скрывается подчас история нескольких поколений.

С этой же целью были выбраны ключевые слова-носители культуры: слова-концепты и слова-реалии русской культуры.

Под концептом следует понимать некий «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека и посредством чего обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на неё» (Степанов 2004: 43).  Среди ключевых концептов центральное место занимают концепты, связанные с морально-нравственными оценками человека: «Истина», «Ложь», «Добро», «Зло», «Свобода», «Судьба».

Из числа этих базовых, или ключевых, слов мы выбрали слово, несущее наряду с культурной и воспитательную функцию – совесть, чтобы в дальнейшем эта категория стала мерилом моральной оценки поведения человека в разных ситуациях.

Проделанная работа помогла обучающимся в овладении навыками лингвистического анализа, извлечения и переработки информации из различных источников. А главное – познакомила с историей русской культуры в лице одного слова.

Слайд 5 .  Активизация личностно – ориентированного обучения и воспитания на уроках ОБЖ и физической культуре.

Свое выступление хочу начать с китайской пословицы, отражающей главный смысл предмета ОБЖ., которую  я немного изменил.   

Скажи мне - и я не забуду:   к   утопающему следует подплывать сзади,  чтобы избежать опасного захвата с его стороны.

 Покажи мне - и я запомню:   оказывающий помощь должен подплыть сзади, стянуть локти тонущего назад за спину и, прижав его к себе, плыть к берегу вольным стилем.

 Вовлеки меня - и я научусь:   надо рассказать обучающимся, что первая медицинская помощь утопающего в жизни важна.

Тема моего проекта: «Первая помощь  утопающему человеку»

 Актуальность темы:

1)  социальное значение темы (выход на личность - самосохранение в случае угрозы жизни)

2)  развитие навыков и умений поведения личности в экстремальных ситуациях.

Вид  проекта: индивидуальный,  практико – ориентированный.

 

Предмет ОБЖ имеет практическую направленность и преследует главную цель  - развитие общей культуры учащихся, формирование осознания необходимости беречь свое  здоровье, овладевать умениями и навыками решения жизненных задач, связанных с опасными ситуациями. Данная цель стоит в новых ФГОС и направлена на личностно – ориентированное развитие и воспитание каждого ребенка.

В  результате  данной проектной деятельности  я формировал:

         Направленность деятельности ученика на развитие своей личности;

         Приобретение опыта принятия индивидуального решения;

         Рост уровня самостоятельности и самодеятельности обучающихся

 

Слайд 6.  Развитие креативного мышления на уроках истории и обществознания.

         Урок истории в 11 классе.

Тема: «Сталинградская битва»

Цель: использовать полученную информацию при написании эссе на ЕГЭ.

Цель была достигнута.

         Урок истории в 5 классе.

Тема: «Олимпийские игры в Древней Греции»

Цель: поиск дополнительной информации из альтернативных источников.

Итоги: презентации с комментариями Украинцевой В., Тютюнова И., по теме.

         Занятия кружка «Азбука права»

Тема: «Олимпионики среди нас»

Цель: учится высказывать свое мнение и аргументировано, ясно, корректно выражать свои мысли.

Цель достигнута частично (откликнулся один человек). Юрданидзе И. рассказал о всех своих наградах, соревнованиях, о подготовке к соревнованиям, о помощи семьи.

         Проект в 5 классе.

Тема: «Традиции чаепития в истории жизни народов П.Крутобережный»

Цель: развитие мыслительных навыков (я знаю о чае, хочу узнать о традициях народов, где могу применить эти знания).

Результат: знания имеют практическое применение: первое классное  чаепитие без участия родителей, девочки справились с ролью хозяйки).

Слайд 7.  Повышение мотивации в изучении английского языка.

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитии личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Одним из главных средств мотивации в иностранном языке является проектно – исследовательская деятельность.

Проект: «Путешествие по Лондону»

Проблема: «Мы хотим поехать в Лондон. Что нам посетить в первую очередь?»

Вид проекта: групповой; творческий,информационный,межпредметный.

Мотивационные приемы:

ü  Использование компьютерной презентации;

ü  Песенный и танцевальный страноведческий материал;

ü  Страноведческое  костюмирование;

ü  Лексический материал по теме.

ü  Развитие интереса к изучению предмета.

Проект «Польза и вред шоколада»

Проблема: «Неужели шоколад может быть вреден?»

Вид проекта: исследовательский, индивидуальный; по результату – тематическая стенгазета.

Мотивация:

ü  Активизация творческой деятельности;

ü  Увеличение лексического запаса по теме;

ü  Использование темы, близкой по интересам  ученику;

ü  Нестандартная форма презентации;

ü  Развитие рефлексивных  умений;

 

Слайд  8.    Воспитание и развитие коммуникативно – ориентированной личности средствами немецкого языка.

Работая над данной темой, я определила для себя два направления:

         Что понимается под «коммуникативно – ориентированной личностью»?

         Что, согласно новым ФГОС, способствует развитию и воспитанию коммуникативно – ориентированной личности в  преподавании иностранных языков? (направления педагогики, психологии, методы, средства, формы).

Личностно – ориентированная личность – это личность, которая познает не только окружающий мир, но и самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, «строить себя как личность».

Личностно – ориентированное обучение иностранному языку – это такое обучение, где главным является личность ребенка, ее самобытность, самоценность.

Цели личностно – ориентированного обучения и изучения иностранного языка общие – развитие коммуникативной компетенции. Проектно - исследовательская деятельность  способствует  эффективной реализации данных целей.

Работу над проектами осуществляю в системе; тематика проектов связана с программным материалом, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, их интересами, на основе личностно – ориентированных подходов, направленных на развитие личности обучающихся.

Тема проекта: «Образы девушек в сказках братьев Гримм».

Подтема: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым «девицам»  урок.

Задача: Исследовать  текстовый материал сказок по интересующей теме: прочитать  определенные сказки, проанализировать моменты изображения героинь, сделать сравнительный анализ и  выводы, воплотить выводы в иллюстрациях декоративно-прикладного характера;

Результаты:   (для обучающейся)

         Тема выбрана самой девочкой;

         Обосновала цель своего выбора;

         Выбрала форму презентации и объяснила цель данной формы;

         Провела исследование по теме проекта;

         Оформила результат  своего исследования.

Результаты: (для учителя)

         Приоритет выбора  ученицей темы проекта;

         Реализация через выбор темы  индивидуальных интересов ученицы;

         Самовыражение самобытности интересов ученицы и ее семьи;

         Общественное признание состоятельности, успешности;

         Осознание социального и прикладного значения работы ученицы (для уроков и внеклассных мероприятий);

·         Девочка – инициатор своего образования.

Мои выводы:

         Проектно исследовательская технология способствует созданию  личностно – ориентированной ситуации и предполагает усвоение содержания в условиях диалога, монолога как особой дидактико – коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно – смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности.

         Проектно - исследовательская деятельность в нашей школе необходима и эффективна по всем учебным дисциплинам.

         (проведено  более 10 проектных работ на различные темы).

 

Слайд  9.  Развитие критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как увлечь ребят своим предметом? Как создать ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята работали с ним  добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

 С этой целью второй год  я стараюсь освоить  технологию критического мышления через проектную деятельность.

Целевыми направлениями методики критического мышления через исследовательскую, проектную деятельность обучающихся являются:

-  активизация их индивидуальных умственных способностей,

-  формирование исследовательских навыков, включающих  в себя  умение ориентироваться в источниках информации, выбирать необходимые факты,

критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения,

-  стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, самообразования и самодисциплине.

Организация  работы по методике критического мышления через исследовательскую деятельность отличается от традиционной тем, что обучающиеся  становятся главными действующими лицами.

Я знакомлю  учеников с построением, с методами и приёмами исследования, учу ставить вопросы, цели перед собой, учу писать выводы.

В результате учащиеся приобретают такие навыки и умения, как:

         Сформулировать тему, исследовательскую гипотезу,

         Работать с информацией,

         Отображать информацию разными способами,

         Планировать исследование,

         Представлять результаты исследования .

         Структурировать исследовательскую работу,

         Оформлять исследовательскую работу,

         Составлять план выступления и презентацию.

В прошлом году  вместе с учениками  готовила проект   «Письма с войны». И хотя работа  выглядела  совсем иначе, чем предполагалось, (  Мы хотели найти «живые» письма с войны, но, как выяснилось, за давностью лет никто не сохранил их)   материал был собран интересный.

Слайд 10.  В  этом  учебном году  мы продолжили работу над проектами. На уроках  стало нередким явлением  увидеть  проект в виде презентации.

Серьезной получилась работа  над проектом с обучающимися 11 класса. По решению самих учеников была проведена  большая исследовательская работа по  жизненному и творческому пути  великого русского поэта С.А.Есенина.  Результатом  стал выпуск альманаха  «Поэтическое сердце России».  В работе были задействованы все обучающиеся 11 класса. Каждый выбирал тему самостоятельно  в соответствии с интересами. В  процессе работы у некоторых  она претерпела изменения.  Трудности   в работе  были у всех: материалов  оказалось очень много;  высказываний, отзывов  о творчестве и самой личности. Материалы  нередко  были противоречивы,  и,  чтобы  на чем-то остановиться, надо было провести  сравнительный анализ,  установить личности тех, кто говорил и писал о Сергее Александровиче. 

Но в итоге ребята многому научились. Я хочу и дальше продолжить заниматься развитием исследовательской  и проектной деятельности  на уроках литературы, так как я понимаю  важность этого пути, необходимость, продиктованную временем; вижу энтузиазм детей, с которым они выполняют свои исследовательские работы, делающие школьную жизнь более яркой и интересной. 

В настоящее время с 10 классом работаем над проектами по творчеству Л.Н.Толстого.

Слайд 11.   Мониторинг   эффективности проектно – исследовательской деятельности в  МБОУ-СОШ №8  п. Крутобережный

Респонденты: обучающиеся, родители, учителя;

Гипотеза исследования:  в результате проведенного опроса респондентов, мы сделаем вывод о значении проектно – исследовательской деятельности в их жизнедеятельности;

Цели исследования:

Для обучающихся:   выявить  и  проанализировать мнение обучающихся о роли и значении проектной деятельности в их образовании;

Для учителей:   установить и проанализировать эффективность проектно – исследовательской технологии в  учебно – воспитательном процессе;

Для родителей:  привлечь родителей к участию в проектной работе их детей и изучить  уровень их осведомленности и активности в данной деятельности.

Кол-во участни

ков

  Статус

 

 

Урок

 

Вне/урока

   Срок

(долго)

   Срок

(коротко)

Отношение к проектной деятельности

  20 чел.

Обучающие

ся 9-11кл

20/100%

10/50%

10/50%

20/100%

100% положитель

ное

 

10 чел

Учителя

 

10 чел

 

10  чел

 

3 чел

 

2 чел

100%-за

 

10 чел

Родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100% -за

 

Результаты опроса.

Учителя.

Опрошено -10 человек;      используют проектную технологию -100%

Ø  Что мешает заниматься проектно – исследовательской работой?

         Загруженность учителя  (в общем);

         Загруженность учеников;

         Безынициативность учащихся.

 

Ø  Какие проблемы помогает решить проектно – исследовательская технология?

         Дети учатся самостоятельно находить информацию из разных источников;

         Предоставляется возможность работать с «сильными» учащимися;

         Есть условия для развития креативного мышления;

         Развивается интеллект учащихся;

         Возможность выявления  индивидуальных умений, навыков, способностей, интересов учащихся; их личностных качеств и наклонностей.

 

         Какие трудности возникают при работе с проектом?

         Пассивность учащихся;

         Не совпадение интересов в определении темы;

         Отсутствие мотивации со стороны родителей к данному виду деятельности.

Родители.

         Опрошено:    10 семей;  

         О проектной деятельности имеют информацию:   100%;

         Оказывали помощь детям:   80%;

         Необходима консультация:  40%;

         Положительно относятся  к участию детей в проектной работе:  100%;

         Предложения: «Давайте больше, пусть развиваются! Доверяйте, они справятся»!

Рекомендации:

         Практиковать в дальнейшем работу над проектами по всем учебным предметам;

         Привлекать активнее родителей к участию в деятельности их детей;

         Придавать  работам  учащихся социально – прикладное значение;

         Искать  применение полученным знаниям (выход на другие возрастные группы, в социальные сети). 

Слайд 12. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проекта.

По  результатам  проведенных исследований  Методическое Объединение определило, что проектная деятельность

         Формирует ключевые компетентности обучающихся (социальную, коммуникативную, организаторскую, исследовательскую);

         Повышает мотивацию обучающихся к процессу обучения;

         Формирует практический опыт в различных сферах познавательной деятельности обучающихся;

Общеизвестно, что  обучающиеся усваивают только то, что прошло через их индивидуальные усилия.   В процессе работы над проектами, учителя гуманитарии формировали общеучебные умения и навыки, свойственные всем предметам МО:

         Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

         Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию.

         Навыки оценочной самостоятельности.

         Умения работать в сотрудничестве:  умение взаимодействовать с любым партнером.

         Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс.

         Коммуникативные умения: умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

         Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Слайд 13.     Роль учителя в проектной деятельности.

         Энтузиаст (повышает мотивацию уч-ся);

         Специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);

         Консультант (организатор доступа к ресурсам);

         Руководитель (в вопросах планирования);

         Координатор всего процесса;

         Эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Слайд 14.         Проект многогранен.

                                               Проект эффективен.

                                                            Проект перспективен.

                                                                      Проект неисчерпаем.

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла  проанализировав  задачи, решаемые в проектно – исследовательской деятельности, уверено, что данная технология эффективна и необходима в учебно – воспитательной работе нашей школы в рамках  новых ФГОС. Предложено: продолжить проведение в новом учебном году проектно – исследовательской деятельности с обучающимися и с привлечением родителей.

Слайд 15.                                 Используемые источники.

         Гузеев В.В. Образовательные технологии: от приема до философии. М,1996

         Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М,2000.

         Масленникова А.В. основы исследовательской деятельности учащихся. 2004.

         Сальникова Т. П. Педагогические технологии. М, 2005.

         Чечель И.Д. метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.  Директор школы, 1998 №4.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ