Пояснительная записка.
Для выполнения итоговой контрольной работы по окружающему миру мною была выбрана тема «XIX век русской культуры. Пушкин – солнце русской поэзии.» и успешно опробована на учениках 4 – го класса. Для эффективного проведения урока мною был выбран тип урока – урок – дискуссия, так как основным методом обучения для данного типа уроков является – обсуждение с целью обобщения, систематизация и закрепление полученных знаний и учебной информации. Основным структурным элементом выбран : диалог/ полилог.
На уроке дети обменивались информацией, коллективно анализировали и приходили к обобщению полученной информации, обменивались своими наблюдениями.
В начале урока перед детьми поставлена проблема «Почему девятнадцатый век называют золотым веком русской культуры?» и в завершении урока был сформулирован вывод.
Учитель Рыбцова Р. В.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ.
ТЕМА: « «Золотой век» русской культуры. Пушкин – солнце русской поэзии»
.Цели:
1.выяснить на примере биографии А С Пушкина , почему его считают - Солнцем русской поэзии; показать , почему 19 век называют «Золотой век русской культуры» .2. Прививать любовь к русской культуре; любовь к чтению, поэзии.
3. Воспитывать интеллигентность у школьников, любовь к сказкам и творчеству поэта XIXвека – А. С. Пушкина
.Оборудование: портреты А. С. Пушкина (детский и в зрелости), портреты знаменитых людей XIX века, портрет няни А. С. Пушкина – Арины Родионовны, портреты семьи А. С. Пушкина, аудиозапись поэмы «Руслан и Людмила», аудиозапись фрагмента оперы «Евгений Онегин», учебники «Окружающий мир» - 4 класс, большой российский энциклопедический словарь.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Выставка книг писателей 19 века возле неё под музыку рассказ учителя:
-У: 19 век называют « Золотым веком» русской культуры
. Кто из вас догадался почему?-Д: Ответы учеников.
У: Сейчас вы обратитесь к толковому словарю и найдите объяснение словосочетанию «золотой век».
Д: «Золотой век – в представлениях многих древних народов самая ранняя пора человеческого существования, когда люди оставались вечно юными, не знали забот и огорчений, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон.
Переносное – время расцвета искусства, науки, также счастливая пора».
У: Какое из определений подходит к нашему уроку? Давайте прочтем
, как об этом сказано в учебнике стр. 99.У: Начать разговор о поэтах и писателях 19 в. мы, конечно, должны начать с великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Как вы думаете почему?
10 февраля – очень грустная дата нашего народа – дата гибели великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина.
- Начать разговор мне хотелось бы со строк из стихотворения А. С. Пушкина « Про себя…»
« Великим быть желаю,
Люблю России честь…» 1818г.
1 –я страница «Пролог».
- Послушаем высказывания великих писателей о А. С. Пушкине. (заранее подготовленные ученики).
1.В. Г. Белинский «Наша русская поэзия до Пушкина была именно позолоченною пилюлею, подслащенным лекарством. И поэтому в ней истинная, вдохновенная и творческая поэзия проблескивала временами».
У: Как вы понимаете, что значит «позолоченная пилюля, подслащенное лекарство» в культуре?
2. Н. В. Гоголь : « Пушкин это явление чрезвычайное. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.».
2 – я страница «Начальная пора». (Выступление ученика).
Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице. Его родители, отставной майор Сергей Львович, принадлежавший к древнему дворянскому роду, и Надежда Осиповна, внучка любимца Петра I, арапа Абрама Петровича Ганнибала, занимались детьми мало, а любили их и того меньше – сдали детей на руки гувернеров – иностранцев. Домашнее обучение было бессистемным; исключение составлял лишь французский язык, которым Александр Сергеевич овладел в совершенстве.
К счастью, помимо французов – воспитателей, в детстве около него были и русские люди: дядька Никита Козлов и особенно близкая ребенку замечательная простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных сказок и песен, няня Арина Родионовна. Она была для своего питомца представительницей русской народности; она ему передавала волшебные сказания русской старины, знакомила его с русской речью, внушала ему народные чувства и воззрения.
Пушкин родился на рубеже не только двух столетий, но и двух эпох – эпохи феодально – абсолютской и эпохи буржуазно- демократической.Пушкин как художник, в отличие от дворянских революционеров, которые были страшно далеки от народа, сумел замечательно приблизиться к народному слову и к народному духу, сумел создать произведения близкие, нужные и понятные народу.
Писатель гениальной творческой одаренности, Пушкин был и великим тружеником. Он прямо считал, что «упорный», «постоянный» труд, «без коего нет истинно великого», является необходимым для писателя. Он с полным правом мог сказать о себе : «Я знал и труд и вдохновенье». И вдохновенный труд великого поэта принес могучие плоды.
Литературное наследие Пушкина поражает необычным многообразием содержания и художественных форм.
3 – я страница «Встреча в гостиной». (Помогает родительница – в роли няни).
- Ребята, давайте вспомним, как А. С. Пушкин называл свою няню.
- Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя…
- А вот как он ее называет в стихотворении «Сон» 1816г.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой, уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
- У: Сегодня у нас в гостях няня Арина Родионовна. Давайте порасспросим ее о Александре Сергеевиче.
- Д: Каким был мальчик Саша?
- Н: Саша был кудрявый мальчик, со смуглым личиком, с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались, он был среднего роста , худощавый , имел в младенчестве белокурые курчавые волосы, глаза светло – голубые ; носил на умном лице отпечаток африканского происхождения.
- Д: Когда А. С
. стал писать стихи?- Н: Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял…
- Д: Какие сюжеты он взял из няниных сказок?
- Н: Сказку о царе Салтане.
- Д: Какую песню вы пели Саше в детстве?
- Н: Когда ты , наш малыш, родился,
Сияло солнце на земле,
И счастьем дом весь озарился,
В Москве, в Москве, в Москве.
- Д: Как называли его в детстве?
- Н: Одни называли его стрекозой, сверчком, искрой, другие – менее доброжелательные – обезьяной, мартышкой , смесью обезьяны с тигром. Одним казался он прекрасным, другим – чуть ли не уродцем.
4- я страница «Лицей».(Доклад ученика).
Осенью 1811г. Пушкин начал учиться в Царскосельском лицее. Вскоре полчища Наполеона вторглись в Россию. И самого Пушкина и его друзей – лицеистов охватило величайшее патриотическое воодушевление.
Знаменательно, что первый литературный триумф Пушкина был связан с произведением, в значительной своей части посвященным именно Отечественной войне 1812г. – с «Воспоминаниями в Царском Селе». Стихотворение это, прочитанное на лицейском экзамене, явилось своего рода публичным испытанием Пушкина как поэта. И этот « экзамен на поэта» Пушкин блестяще выдержал. Чтение им своих « Воспоминаний» в присутствии старика Державина превратилось в подлинное торжество и составило один из самых волнующих эпизодов его литературной биографии, навсегда запечатлевшийся в его памяти. Но уже тогда патриотическая гордость Пушкина великим историческим подвигом русского народа сочеталась в сознании поэта с гражданским негодованием против его угнетателей – с ненавистью к «рабству».
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
У: Писатель гениальной творческой одаренности, Пушкин был великим тружеником. Он прямо считал, что «упорный», «постоянный» труд, «без коего нет истинно великого», является абсолютно необходимыми для писателя. Он с полным правом мог сказать о себе : « Я знал и труд, и вдохновенье».И вдохновенный труд поэта принес могучие плоды.
Литературное наследие Пушкина поражает необычайным многообразием содержания и художественных форм.
- Вы уже изучали некоторые произведения великого поэта. Сейчас мы проведем викторину и узнаем, как вы внимательно читали его произведения.
5– я страница «Викторина».
1.Какое произведение А. С. Пушкина так начинается:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
2.Из какой это сказки:
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих как день ненастный?
Опечалился чему?...
3.О ком идет речь:
И, кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется…
4.О какой бабушке идет речь:
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…
5.Из какой это сказки:
Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна…
6. В какой сказке царица умерла от радости?
На него она взглянула,
Тяжелехонько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла…
7. Из какой это сказки:
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить…
6 – я страница «У лукоморья дуб зеленый».
( Включаю запись с фрагментом поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»)
.ПОЭМА « РУСЛАН И ЛЮДМИЛА».
Духом протеста против мракобесия и мистицизма проникнута и первая большая завершенная сказочно – романтическая поэма Пушкина «Руслан и Людмила», над которой он начал работать еще в лицее.
Попытки создать поэму, построенную на материале древней русской жизни, предпринимают и Батюшков, и Жуковский. Однако ни тому, ни другому осуществить это не удается. Смог это осуществить только молодой, двадцатилетний Пушкин. Поэма Пушкина была тесно связана с русским народным творчеством, с миром русского сказочного эпоса. С « Руслана и Людмилы» Пушкин начинает вводить в сферу русского литературного языка живой народный говор, а через некоторое время и прямо призывает учиться правильности и чистоте русской речи не в дворянских гостиных, а у простого народа.
(Чтение статьи в учебнике «Поэма «Руслан и Людмила»» и обсуждение прочитанного)
.- У: Чем знаменательна поэма «Руслан и Людмила»?
7 – я страница «География Пушкина».
В своих произведениях А. С. Пушкин часто упоминал названия тех мест, где он бывал. Сейчас ребята будут читать отрывки из произведений А. С. Пушкина, а вы называть эти географические названия.
( Чтение отрывков детьми – в приложении)
.III. Заключение.
- Как заканчивается «Сказка о царе Салтане»?
-Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
- Действительно, пролистав этапы жизни Пушкина, мы лишь «обмочили усы», т. е. совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта. В старших классах вы вновь встретитесь с произведениями Пушкина. А кто – то, став взрослым, увлекшись творчеством поэта, станет настоящим пушкинистом.
IV
.Итог урока.Д/з;
- Почему же 19 век называют « золотым веком» русской культуры?
Приложение.
Он идёт к брегам иным,
Он прибыл из Тамани в Крым.
Он зрит поэту край священный.
( « Евгений Онегин»)
В изгнанье, в горести, в разлуке,
Москва! Как я любил тебя,
Святая Родина моя.
( «Евгений Онегин»)
О скоро, скоро смолкнет брань
Средь рабского народа,
Ты молоток возьмёшь во длань
И воззовёшь: «Свобода!»
Хвалю тебя, о верный брат!
О каменщик почтенный!
О Кишинёв! О темный град!
Ликуй, им просвещённый!
( «Генералу Пущину»)
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горестей и бед.
( « Воспоминания о Царском селе»)
Но поздно… Тихо спит Одесса,
И бездыханна, и тепла
Немая ночь. Луна взошла,
Прозрачно – лёгкая завеса
Объемлет небо. Всё молчит.
Лишь море Чёрное шумит…
Итак, я жил тогда в Одессе.
( «Евгений Онегин»)
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось! ( « Евгений Онегин»)
Не пой , красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальний.
( « Не пой, красавица, при мне…»)
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.( « Евгений Онегин»)