Пояснительная записка

Пояснительная записка.

Для выполнения итоговой контрольной работы по окружающему миру мною была выбрана тема «XIX век русской культуры. Пушкин – солнце русской поэзии.» и успешно опробована на учениках 4 – го класса. Для эффективного проведения урока мною был выбран тип урока – урок – дискуссия, так как основным методом обучения для данного типа уроков является – обсуждение с целью обобщения, систематизация и закрепление полученных знаний и учебной информации. Основным структурным элементом выбран : диалог/ полилог.

На уроке дети обменивались информацией, коллективно анализировали и приходили к обобщению полученной информации, обменивались своими наблюдениями.

В начале урока перед детьми поставлена проблема «Почему девятнадцатый век называют золотым веком русской культуры?» и в завершении урока был сформулирован вывод.

Учитель Рыбцова Р. В.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ.

ТЕМА: « «Золотой век» русской культуры. Пушкин – солнце русской поэзии».

Цели: 1.выяснить на примере биографии А С Пушкина , почему его считают - Солнцем русской поэзии; показать , почему 19 век называют «Золотой век русской культуры» .

2. Прививать любовь к русской культуре; любовь к чтению, поэзии.

3. Воспитывать интеллигентность у школьников, любовь к сказкам и творчеству поэта XIXвека – А. С. Пушкина.

Оборудование: портреты А. С. Пушкина (детский и в зрелости), портреты знаменитых людей XIX века, портрет няни А. С. Пушкина – Арины Родионовны, портреты семьи А. С. Пушкина, аудиозапись поэмы «Руслан и Людмила», аудиозапись фрагмента оперы «Евгений Онегин», учебники «Окружающий мир» - 4 класс, большой российский энциклопедический словарь.

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Выставка книг писателей 19 века возле неё под музыку рассказ учителя:

-У: 19 век называют « Золотым веком» русской культуры. Кто из вас догадался почему?

-Д: Ответы учеников.

У: Сейчас вы обратитесь к толковому словарю и найдите объяснение словосочетанию «золотой век».

Д: «Золотой век – в представлениях многих древних народов самая ранняя пора человеческого существования, когда люди оставались вечно юными, не знали забот и огорчений, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон.

Переносное – время расцвета искусства, науки, также счастливая пора».

У: Какое из определений подходит к нашему уроку? Давайте прочтем, как об этом сказано в учебнике стр. 99.

У: Начать разговор о поэтах и писателях 19 в. мы, конечно, должны начать с великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Как вы думаете почему?

10 февраля – очень грустная дата нашего народа – дата гибели великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина.

- Начать разговор мне хотелось бы со строк из стихотворения А. С. Пушкина « Про себя…»

« Великим быть желаю,

Люблю России честь…» 1818г.

1 –я страница «Пролог».

- Послушаем высказывания великих писателей о А. С. Пушкине. (заранее подготовленные ученики).

1.В. Г. Белинский «Наша русская поэзия до Пушкина была именно позолоченною пилюлею, подслащенным лекарством. И поэтому в ней истинная, вдохновенная и творческая поэзия проблескивала временами».

У: Как вы понимаете, что значит «позолоченная пилюля, подслащенное лекарство» в культуре?

2. Н. В. Гоголь : « Пушкин это явление чрезвычайное. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.».

2 – я страница «Начальная пора». (Выступление ученика).

Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице. Его родители, отставной майор Сергей Львович, принадлежавший к древнему дворянскому роду, и Надежда Осиповна, внучка любимца Петра I, арапа Абрама Петровича Ганнибала, занимались детьми мало, а любили их и того меньше – сдали детей на руки гувернеров – иностранцев. Домашнее обучение было бессистемным; исключение составлял лишь французский язык, которым Александр Сергеевич овладел в совершенстве.

К счастью, помимо французов – воспитателей, в детстве около него были и русские люди: дядька Никита Козлов и особенно близкая ребенку замечательная простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных сказок и песен, няня Арина Родионовна. Она была для своего питомца представительницей русской народности; она ему передавала волшебные сказания русской старины, знакомила его с русской речью, внушала ему народные чувства и воззрения.

Пушкин родился на рубеже не только двух столетий, но и двух эпох – эпохи феодально – абсолютской и эпохи буржуазно- демократической.

Пушкин как художник, в отличие от дворянских революционеров, которые были страшно далеки от народа, сумел замечательно приблизиться к народному слову и к народному духу, сумел создать произведения близкие, нужные и понятные народу.

Писатель гениальной творческой одаренности, Пушкин был и великим тружеником. Он прямо считал, что «упорный», «постоянный» труд, «без коего нет истинно великого», является необходимым для писателя. Он с полным правом мог сказать о себе : «Я знал и труд и вдохновенье». И вдохновенный труд великого поэта принес могучие плоды.

Литературное наследие Пушкина поражает необычным многообразием содержания и художественных форм.

3 – я страница «Встреча в гостиной». (Помогает родительница – в роли няни).

- Ребята, давайте вспомним, как А. С. Пушкин называл свою няню.

- Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя…

- А вот как он ее называет в стихотворении «Сон» 1816г.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой, уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

- У: Сегодня у нас в гостях няня Арина Родионовна. Давайте порасспросим ее о Александре Сергеевиче.

- Д: Каким был мальчик Саша?

- Н: Саша был кудрявый мальчик, со смуглым личиком, с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались, он был среднего роста , худощавый , имел в младенчестве белокурые курчавые волосы, глаза светло – голубые ; носил на умном лице отпечаток африканского происхождения.

- Д: Когда А. С. стал писать стихи?

- Н: Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял…

- Д: Какие сюжеты он взял из няниных сказок?

- Н: Сказку о царе Салтане.

- Д: Какую песню вы пели Саше в детстве?

- Н: Когда ты , наш малыш, родился,

Сияло солнце на земле,

И счастьем дом весь озарился,

В Москве, в Москве, в Москве.

- Д: Как называли его в детстве?

- Н: Одни называли его стрекозой, сверчком, искрой, другие – менее доброжелательные – обезьяной, мартышкой , смесью обезьяны с тигром. Одним казался он прекрасным, другим – чуть ли не уродцем.

4- я страница «Лицей».(Доклад ученика).

Осенью 1811г. Пушкин начал учиться в Царскосельском лицее. Вскоре полчища Наполеона вторглись в Россию. И самого Пушкина и его друзей – лицеистов охватило величайшее патриотическое воодушевление.

Знаменательно, что первый литературный триумф Пушкина был связан с произведением, в значительной своей части посвященным именно Отечественной войне 1812г. – с «Воспоминаниями в Царском Селе». Стихотворение это, прочитанное на лицейском экзамене, явилось своего рода публичным испытанием Пушкина как поэта. И этот « экзамен на поэта» Пушкин блестяще выдержал. Чтение им своих « Воспоминаний» в присутствии старика Державина превратилось в подлинное торжество и составило один из самых волнующих эпизодов его литературной биографии, навсегда запечатлевшийся в его памяти. Но уже тогда патриотическая гордость Пушкина великим историческим подвигом русского народа сочеталась в сознании поэта с гражданским негодованием против его угнетателей – с ненавистью к «рабству».

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при криках лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

У: Писатель гениальной творческой одаренности, Пушкин был великим тружеником. Он прямо считал, что «упорный», «постоянный» труд, «без коего нет истинно великого», является абсолютно необходимыми для писателя. Он с полным правом мог сказать о себе : « Я знал и труд, и вдохновенье».И вдохновенный труд поэта принес могучие плоды.

Литературное наследие Пушкина поражает необычайным многообразием содержания и художественных форм.

- Вы уже изучали некоторые произведения великого поэта. Сейчас мы проведем викторину и узнаем, как вы внимательно читали его произведения.

5– я страница «Викторина».

1.Какое произведение А. С. Пушкина так начинается:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

2.Из какой это сказки:

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих как день ненастный?

Опечалился чему?...

3.О ком идет речь:

И, кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется…

4.О какой бабушке идет речь:

А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей…

5.Из какой это сказки:

Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна…

6. В какой сказке царица умерла от радости?

На него она взглянула,

Тяжелехонько вздохнула,

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла…

7. Из какой это сказки:

Пошел, сел у берега моря;

Там он стал веревку крутить

Да конец ее в море мочить…

6 – я страница «У лукоморья дуб зеленый».

( Включаю запись с фрагментом поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

ПОЭМА « РУСЛАН И ЛЮДМИЛА».

Духом протеста против мракобесия и мистицизма проникнута и первая большая завершенная сказочно – романтическая поэма Пушкина «Руслан и Людмила», над которой он начал работать еще в лицее.

Попытки создать поэму, построенную на материале древней русской жизни, предпринимают и Батюшков, и Жуковский. Однако ни тому, ни другому осуществить это не удается. Смог это осуществить только молодой, двадцатилетний Пушкин. Поэма Пушкина была тесно связана с русским народным творчеством, с миром русского сказочного эпоса. С « Руслана и Людмилы» Пушкин начинает вводить в сферу русского литературного языка живой народный говор, а через некоторое время и прямо призывает учиться правильности и чистоте русской речи не в дворянских гостиных, а у простого народа.

(Чтение статьи в учебнике «Поэма «Руслан и Людмила»» и обсуждение прочитанного).

- У: Чем знаменательна поэма «Руслан и Людмила»?

 

7 – я страница «География Пушкина».

В своих произведениях А. С. Пушкин часто упоминал названия тех мест, где он бывал. Сейчас ребята будут читать отрывки из произведений А. С. Пушкина, а вы называть эти географические названия.

( Чтение отрывков детьми – в приложении).

III. Заключение.

- Как заканчивается «Сказка о царе Салтане»?

-Я там был, мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

- Действительно, пролистав этапы жизни Пушкина, мы лишь «обмочили усы», т. е. совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта. В старших классах вы вновь встретитесь с произведениями Пушкина. А кто – то, став взрослым, увлекшись творчеством поэта, станет настоящим пушкинистом.

IV.Итог урока.

Д/з;

- Почему же 19 век называют « золотым веком» русской культуры?

Приложение.

Он идёт к брегам иным,

Он прибыл из Тамани в Крым.

Он зрит поэту край священный.

( « Евгений Онегин»)

В изгнанье, в горести, в разлуке,

Москва! Как я любил тебя,

Святая Родина моя.

( «Евгений Онегин»)

 

О скоро, скоро смолкнет брань

Средь рабского народа,

Ты молоток возьмёшь во длань

И воззовёшь: «Свобода!»

Хвалю тебя, о верный брат!

О каменщик почтенный!

О Кишинёв! О темный град!

Ликуй, им просвещённый!

( «Генералу Пущину»)

 

 

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горестей и бед.

( « Воспоминания о Царском селе»)

 

Но поздно… Тихо спит Одесса,

И бездыханна, и тепла

Немая ночь. Луна взошла,

Прозрачно – лёгкая завеса

Объемлет небо. Всё молчит.

Лишь море Чёрное шумит…

Итак, я жил тогда в Одессе.

( «Евгений Онегин»)

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось! ( « Евгений Онегин»)

Не пой , красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальний.

( « Не пой, красавица, при мне…»)

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.( « Евгений Онегин»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz