Классный час

Классный час «Наши дедушки и бабушки».

Цели и задачи классного часа: воспитание чуткости, внимательного отношения к пожилым людям; усвоение этических норм поведения с людьми старшего возраста.

Оборудование: стенд «Бабушка и внуки», сочинения о бабушках или дедушках

Ход классного часа.

«Семья стариками держится».

- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о самых старших членах каждой семьи – бабушках и дедушках. Недаром мы пригласили их в гости. Давайте поприветствуем наших дорогих гостей – наших любимых и незаменимых бабушек и дедушек. (Ребята стоя приветствуют гостей.)

Но прежде чем поговорить о старших членах вашей семьи, хотелось бы вспомнить вместе с вами, а какова вообще роль семьи в жизни каждого человека? Вот послушайте несколько пословиц и поговорок о семье и объясните, как вы их поняли.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

Что делает отец, то старается и сын.

Когда ребенку три года, вся семья учится говорить.

Семья стариками держится.

Дружная семья горы свернет.

Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец.

(Дети объясняют, как поняли каждую пословицу.)

-Вы, в основном, правильно поняли эти пословицы и поговорки. Семья – это опора любого человека в жизни; это настоящие друзья, которые всегда помогут тебе в трудную минуту; Это уют и тепло; это то место, куда мы всегда спешим, потому что здесь можно отдохнуть и найти добрый жизненный совет. А вот послушайте небольшую загадку. Помочь отгадать ее помогут ваши бабушки. Можно дать запастись ручкой и бумагой. Будьте внимательны, ведь семья бывает не только у людей, но и любимых наших домашних животных – кошек.

(Выходят трое ребят и читают стихотворение Гайды Лагздынь « Веселый счет»)

1-й ученик. Дом высокий в пять окошек.

Здесь живет семейство кошек.

Вот облезлый старый кот,

Кот по имени Воркот.

В доме он живет сто лет.

Мы не знаем, чей он дед.

2-й ученик.

На крылечке у дверей Старый добрый Еремей.

Сыновья его: Василий,

Кот Федот и кот Панфилий, дочка Марья, дочка Шурка,

Дочка Милка, дочка Мурка.

3-й ученик.

На столе, под теплой лампой,

Растянулся кот Евлампий.

В кресле – дедушка Маркиз.

Рядом с ним – племянник Кис.

Калачом свернулись кошки,

Две пушистые лепешки:

Кошка Настя, кошка Юстья.

Обойдите их без грусти.

Кошки эти – две сестрицы,

Баловницы, озорницы.

1-й ученик.

А в лукошке на окошке

Тоже будущие кошки:

Спят пушистые комочки,

Три сынка, четыре кошки.

2-й ученик.

А вот внучка – кошка Любка,

Любка – рыженькая шубка.

Любка веник треплет лапой.

Кот Антон – зовется папой.

3-й ученик.

Бабка Маня, мама Нюр-ра,

Брат Агат и тетя Мур-ра

Восседают у окошек.

Сколько в этом доме кошек? (27)

- Но все же нашим ребятам ближе и дороже их собственные семьи.

(Инсценировка отрывка стихотворения Агнии Барто «Его семья»)

1-й ученик.

У Вовы двойка с минусом-

Неслыханное дело!

Он у доски не сдвинулся.

Не взял он в руки мела!

Стоял он будто каменный:

Он стоял как статуя.

1-й ученик.

-Ну, как ты сдашь экзамены?

2-й ученик.

Волнуется вожатая.

1-й ученик.

Твою семью, отца и мать,

На собранье упрекать

Директор будет лично!

У нас хороших двадцать пять

И три семьи отличных,

Но твоей семьей пока

Директор недоволен:

Она растит ученика

Не помогает школе.

3-й ученик

-Ну, при чем моя семья?

1-й ученик.

Он говорит вздыхая.

3-й ученик.

Получаю двойки я –

И вдруг семья плохая!

1-й ученик.

Упреки он бы перенес,

Не показал бы виду,

Но о семье идет вопрос-

Семью не даст в обиду!

Печально Вова смотрит вдаль,

Лег на сердце камень:

Стало маму очень жаль…

Нет, он сдаст экзамен!

- Самыми близкими людьми для вас являются папа и мама. Но признайтесь честно, кто больше времени проводит с вами в детстве? Скорее всего, это бабушки и дедушки.

На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, «мудрости старости» прислушивались все.

Ребята, ваши бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они. К их советам надо внимательно прислушиваться. У некоторых бабушек неважное здоровье, поэтому им не мешает почаще помогать. Я давала вам домашнее задание: тем, у кого бабушки живут далеко – написать письмо, а у кого бабушка дома – не забывать поблагодарить ее за обед, помочь вынести мусор, помыть обувь, сходить в магазин, полить цветы. И старайтесь это делать каждый день без напоминаний и просьб. Но при этом будьте внимательны, чтобы у вас не получилось, как в шуточном стихотворении Агнии Барто «Было у бабушки сорок внучат».

Выходят трое учеников и читают отрывок из стихотворения.

1-й ученик. В огороде, в огороде

Вот беда –

Появилась, поселилась лебеда.

Бабка ахнула.

2-й ученик. – Поди-ка,

И не видно, где клубника!

Я повыдергиваю траву, уничтожу лебеду,

На нее найду управу

Сорок внуков приведу!

1-й ученик. Сорок внуков, ровно сорок,

Засучили рукава:

3-й ученик. – С ней расправишься не скоро

Ох, и цепкая трава!

1-й ученик. Но повыдергивали траву,

Поработали на славу,

Бабка ахнула:

2-й ученик. – Поди-ка

Ишь, какая благодать!

Только где моя клубника?

Что-то ягод не видать!

- Относиться внимательно и помогать нужно не только своей бабушке. Не забывайте проявлять милосердие к чужим и одиноким, больным, престарелым людям.

И опять помните: ваша помощь к пожилым людям должна быть искренней и бескорыстной.

(Сценка по мотивам стихотворения Агнии Барто «Шефы».)

1-й ученик.

Три четвероклассницы – спортсменки

Пришли помочь пенсионерке.

Явились утром ранним,

Чтоб окружить вниманьем,

Окружить любовью бабушку Прасковью.

Спокойно спит старуха,

Не ведает печали,

И вдруг ей прямо в ухо

Подружки закричали:

Три ученицы (хором): Как ваше здоровье,

Бабушка Прасковья?

1-й ученик. Тут всполошилась бабка:

2-й ученик (девочка): Где фартук мой? Где тряпка?

Как я гостей встречаю?-

1-й ученик. И стол накрыла к чаю.

Хлопочет у печурки,

Подкладывает щепки…

Выпили подружки

Чайку по полной кружке,

А бабушка Прасковья

Сказала:

2-й ученик (девочка): На здоровье!

Я чаю пить не буду,-

1-й ученик. И вымыла посуду.

И так она устала.

Ей даже плохо стало!

Ушли домой подружки,

Сказавши:

Три ученицы (хором): - До свиданья.

1-й ученик. Им галочки в тетради

Поставили в отряде:

«Окружена любовью

Бабушка Прасковья»

-Ребята, а теперь представьте некоторые жизненные ситуации. Какой вы найдете выход в каждой из них:

А)Третьеклассники сидят в автобусе. Входит бабушка.

Б) Идет дедушка с тяжелой сумкой. Его нужно перевести через дорогу.

……………………………………………………………………………………………………..

1-й ученик. Я вам загадаю загадку,

А вы отгадайте ее!

Кто ставит на пятку заплатку,

Кто гладит и чинит белье?

Кто дом поутру прибирает,

Разводит большой самовар?

Кто с младшей сестренкой играет

И водит ее на бульвар?

2-й ученик. Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною за одно.

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

3-й ученик. Ах, сколько эти руки

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то метят,

То что-то мастерят.

Так вкусно жарят гренки.

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так!

4-й ученик.

Нет рук проворней, краше-

То тут они, то там.

Весь день снуют и пляшут

По полкам, по столам.

Настанет вечер, тени –

Сплетают на стене

И сказки – сновиденья

Рассказывают мне.

- Ребята, вы дома написали краткие сочинения о своих бабушках и дедушках. Давайте зачитаем их. Но сначала посмотрите на рисунки. Ребята постарались изобразить своих бабушек. И они на многих рисунках молодые.

……………………………………………

- А теперь пришло время предоставить слово нашим гостям – тем, о ком мы сегодня говорили.

(Выступают несколько бабушек с рассказами об интересных случаях из жизни, о взаимоотношениях с внуками и пожеланиями учащихся.)

Вручение сувениров и цветов бабушкам.

Очень бабушку мою

Маму мамину, люблю,

У нее морщинок много

И на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Вам спасибо, милые,

Бабушки и дедушки,

Самые любимые

С ранних детских лет!

- Так, ребята, за что же мы любим бабушек и дедушек?

- Запомните, ребята, что младшие должны с уважением относиться к старшим, заботиться о пожилых людях, оказывать им помощь.

Hosted by uCoz