Классный час «Наши дедушки и бабушки».
Цели и задачи классного часа: воспитание чуткости, внимательного отношения к пожилым людям; усвоение этических норм поведения с людьми старшего возраста.
Оборудование: стенд «Бабушка и внуки», сочинения о бабушках или дедушках
Ход классного часа.
«Семья стариками держится».
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о самых старших членах каждой семьи – бабушках и дедушках. Недаром мы пригласили их в гости. Давайте поприветствуем наших дорогих гостей – наших любимых и незаменимых бабушек и дедушек. (Ребята стоя приветствуют гостей.)
Но прежде чем поговорить о старших членах вашей семьи, хотелось бы вспомнить вместе с вами, а какова вообще роль семьи в жизни каждого человека? Вот послушайте несколько пословиц и поговорок о семье и объясните, как вы их поняли.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На что и клад, коли в семье лад.
Что делает отец, то старается и сын.
Когда ребенку три года, вся семья учится говорить.
Семья стариками держится.
Дружная семья горы свернет.
Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец.
(Дети объясняют, как поняли каждую пословицу.)
-Вы, в основном, правильно поняли эти пословицы и поговорки. Семья – это опора любого человека в жизни; это настоящие друзья, которые всегда помогут тебе в трудную минуту; Это уют и тепло; это то место, куда мы всегда спешим, потому что здесь можно отдохнуть и найти добрый жизненный совет. А вот послушайте небольшую загадку. Помочь отгадать ее помогут ваши бабушки. Можно дать запастись ручкой и бумагой. Будьте внимательны, ведь семья бывает не только у людей, но и любимых наших домашних животных – кошек.
(Выходят трое ребят и читают стихотворение Гайды Лагздынь « Веселый счет»)
1-й ученик. Дом высокий в пять окошек.
Здесь живет семейство кошек.
Вот облезлый старый кот,
Кот по имени Воркот.
В доме он живет сто лет.
Мы не знаем, чей он дед.
2-й ученик.
На крылечке у дверей Старый добрый Еремей.
Сыновья его: Василий,
Кот Федот и кот Панфилий, дочка Марья, дочка Шурка,
Дочка Милка, дочка Мурка.
3-й ученик.
На столе, под теплой лампой,
Растянулся кот Евлампий.
В кресле – дедушка Маркиз.
Рядом с ним – племянник Кис.
Калачом свернулись кошки,
Две пушистые лепешки:
Кошка Настя, кошка Юстья.
Обойдите их без грусти.
Кошки эти – две сестрицы,
Баловницы, озорницы.
1-й ученик.
А в лукошке на окошке
Тоже будущие кошки:
Спят пушистые комочки,
Три сынка, четыре кошки.
2-й ученик.
А вот внучка – кошка Любка,
Любка – рыженькая шубка.
Любка веник треплет лапой.
Кот Антон – зовется папой.
3-й ученик.
Бабка Маня, мама Нюр-ра,
Брат Агат и тетя Мур-ра
Восседают у окошек.
Сколько в этом доме кошек? (27)
- Но все же нашим ребятам ближе и дороже их собственные семьи.
(Инсценировка отрывка стихотворения Агнии Барто «Его семья»)
1-й ученик.
У Вовы двойка с минусом-
Неслыханное дело!
Он у доски не сдвинулся.
Не взял он в руки мела!
Стоял он будто каменный:
Он стоял как статуя.
1-й ученик.
-Ну, как ты сдашь экзамены?
2-й ученик.
Волнуется вожатая.
1-й ученик.
Твою семью, отца и мать,
На собранье упрекать
Директор будет лично!
У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных,
Но твоей семьей пока
Директор недоволен:
Она растит ученика
Не помогает школе.
3-й ученик
-Ну, при чем моя семья?
1-й ученик.
Он говорит вздыхая.
3-й ученик.
Получаю двойки я –
И вдруг семья плохая!
1-й ученик.
Упреки он бы перенес,
Не показал бы виду,
Но о семье идет вопрос-
Семью не даст в обиду!
Печально Вова смотрит вдаль,
Лег на сердце камень:
Стало маму очень жаль…
Нет, он сдаст экзамен!
- Самыми близкими людьми для вас являются папа и мама. Но признайтесь честно, кто больше времени проводит с вами в детстве? Скорее всего, это бабушки и дедушки.
На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, «мудрости старости» прислушивались все.
Ребята, ваши бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они. К их советам надо внимательно прислушиваться. У некоторых бабушек неважное здоровье, поэтому им не мешает почаще помогать. Я давала вам домашнее задание: тем, у кого бабушки живут далеко – написать письмо, а у кого бабушка дома – не забывать поблагодарить ее за обед, помочь вынести мусор, помыть обувь, сходить в магазин, полить цветы. И старайтесь это делать каждый день без напоминаний и просьб. Но при этом будьте внимательны, чтобы у вас не получилось, как в шуточном стихотворении Агнии Барто «Было у бабушки сорок внучат».
Выходят трое учеников и читают отрывок из стихотворения.
1-й ученик. В огороде, в огороде
Вот беда –
Появилась, поселилась лебеда.
Бабка ахнула.
2-й ученик. – Поди-ка,
И не видно, где клубника!
Я повыдергиваю траву, уничтожу лебеду,
На нее найду управу
Сорок внуков приведу!
1-й ученик. Сорок внуков, ровно сорок,
Засучили рукава:
3-й ученик. – С ней расправишься не скоро
Ох, и цепкая трава!
1-й ученик. Но повыдергивали траву,
Поработали на славу,
Бабка ахнула:
2-й ученик. – Поди-ка
Ишь, какая благодать!
Только где моя клубника?
Что-то ягод не видать!
- Относиться внимательно и помогать нужно не только своей бабушке. Не забывайте проявлять милосердие к чужим и одиноким, больным, престарелым людям.
И опять помните: ваша помощь к пожилым людям должна быть искренней и бескорыстной.
(Сценка по мотивам стихотворения Агнии Барто «Шефы».)
1-й ученик.
Три четвероклассницы – спортсменки
Пришли помочь пенсионерке.
Явились утром ранним,
Чтоб окружить вниманьем,
Окружить любовью бабушку Прасковью.
Спокойно спит старуха,
Не ведает печали,
И вдруг ей прямо в ухо
Подружки закричали:
Три ученицы (хором): Как ваше здоровье,
Бабушка Прасковья?
1-й ученик. Тут всполошилась бабка:
2-й ученик (девочка): Где фартук мой? Где тряпка?
Как я гостей встречаю?-
1-й ученик. И стол накрыла к чаю.
Хлопочет у печурки,
Подкладывает щепки…
Выпили подружки
Чайку по полной кружке,
А бабушка Прасковья
Сказала:
2-й ученик (девочка): На здоровье!
Я чаю пить не буду,-
1-й ученик. И вымыла посуду.
И так она устала.
Ей даже плохо стало!
Ушли домой подружки,
Сказавши:
Три ученицы (хором): - До свиданья.
1-й ученик. Им галочки в тетради
Поставили в отряде:
«Окружена любовью
Бабушка Прасковья»
-Ребята, а теперь представьте некоторые жизненные ситуации. Какой вы найдете выход в каждой из них:
А)Третьеклассники сидят в автобусе. Входит бабушка.
Б) Идет дедушка с тяжелой сумкой. Его нужно перевести через дорогу.
……………………………………………………………………………………………………..
1-й ученик. Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте ее!
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом поутру прибирает,
Разводит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
2-й ученик. Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною за одно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне все приятно в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней
.3-й ученик. Ах, сколько эти руки
Чудесного творят!
То рвут, то шьют, то метят,
То что-то мастерят.
Так вкусно жарят гренки.
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так!
4-й ученик.
Нет рук проворней, краше-
То тут они, то там.
Весь день снуют и пляшут
По полкам, по столам.
Настанет вечер, тени –
Сплетают на стене
И сказки – сновиденья
Рассказывают мне.
- Ребята, вы дома написали краткие сочинения о своих бабушках и дедушках. Давайте зачитаем их. Но сначала посмотрите на рисунки. Ребята постарались изобразить своих бабушек. И они на многих рисунках молодые.
……………………………………………
- А теперь пришло время предоставить слово нашим гостям – тем, о ком мы сегодня говорили.
(Выступают несколько бабушек с рассказами об интересных случаях из жизни, о взаимоотношениях с внуками и пожеланиями учащихся.)
Вручение сувениров и цветов бабушкам.
Очень бабушку мою
Маму мамину, люблю,
У нее морщинок много
И на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Вам спасибо, милые,
Бабушки и дедушки,
Самые любимые
С ранних детских лет!
- Так, ребята, за что же мы любим бабушек и дедушек?
- Запомните, ребята, что младшие должны с уважением относиться к старшим, заботиться о пожилых людях, оказывать им помощь.